Типы велосипедных рам

Привыкаем к езде на шоссейном велосипеде.

Хотя существуют дорожные правила, которые необходимо соблюдать, и техника езды, которую необходимо изучить, опыт езды на велосипеде вам придётся постигать прямо на дороге. Вы можете наслаждаться поездкой самостоятельно, с группой велосипедистов или как член команды (на гонках).

Вы можете ездить и по 30 минут и по 6 часов. Ваш выбор зависит от вашего свободного времени и целей тренировки, а так же от освещенности, погоды и состояния дороги.

Если вы новичок в езде на шоссейном велосипеде, постарайтесь найти местных опытных друзей.

Получайте удовольствие от езды на шоссейном велосипеде!

Что такое шоссейный велосипед?

Во-первых, давайте вкратце рассмотрим чем шоссейные велосипеды отличаются от горных велосипедов, туристических велосипедов, гибридных велосипедов и велосипедов, предназначенных для поездок на работу.

Особенности шоссейных велосипедов:

  1. Очень легкие рама, колёса и комплектующие.
  2. Руль бараньи рога, хотя на некоторые шоссейные велосипеды устанавливаются прямые рули, как на горные велосипеды.
  3. Узкие шоссейные покрышки и колёса.
  4. Композитная карбоновая (углеродное волокно) передняя вилка.
  5. Отсутствие передней или задней подвески
  6. Мужские и женские велосипеды сильно отличаются размерами.

Назначение шоссейных велосипедов:

  1. Предназначены для любителей фитнеса, обычных покатушек и соревнований.
  2. Спроектированы для дорог с покрытием (шоссе, велосипедных дорожек); не рекомендованы для езды по грубым, не мощёным поверхностям.
  3. Позволяет ездить дальше и быстрее, чем остальные типы велосипедов.
  4. Подходят для многодневных туров с автомобилем поддержки, хотя они обычно не приспособлены для перевозки тяжёлого багажа.

Многие шоссейные велосипеды не имеют крепления для багажников, которые обычно есть на горных, туристических велосипедах и на велосипедах для поездок на работу. Это не значит, что вы не сможете ездить на нём на работу, это значит, что вам придётся купить рюкзак или сумку для вещей, вместо того чтобы просто положить их в велобаул.

Круизеры

Первыми мы рассмотрим круизеры, которые отлично подойдут для неспешных прогулок по улицам вашего города. Данный тип велосипедов пользуется большой популярностью у девушек, но в последнее время выпускается достаточное количество моделей унисекс. Обычно круизеры очень красивые, так как производители используют яркие цвета, а в комплекте запросто может идти плетеная корзинка. Но нужно учитывать несколько отличий круизера от остальных байков. Во-первых, обычно рама у такого ситибайка очень массивная и тяжелая, во-вторых, нет переключателя скоростей, и у некоторых моделей есть только педальный тормоз.

Одним из лидеров среди производителей считается Electra – компания, которая специализируется на производстве городских велосипедов, основанная в 1993 году в Калифорнии. Цены на самые популярные модели стартуют от 40 тыс. рублей. Есть и модели бюджетного сегмента – от 20 тыс. рублей. Следующая марка, которой я сама отдаю свое предпочтение, это Schwinn. Игназ Швин и его партнер Адольф Арнольд создали компанию в 1895 году, которая в 20 веке стала лидером по производству велосипедов. На сегодняшний день американский велосипед Schwinn – это классика стиля и безупречное качество.

Мне удалось несколько лет назад самой стать обладательницей велосипеда этой марки. В течение трех лет этот байк оправдывает все мои ожидания, хотя цена была очень-очень приятная (около 10 тысяч рублей). На данный момент, стоимость той же модели варьируется от 15 до 20 тысяч рублей.

В последнее время многие любители велосипедов отдают свое предпочтение байкам «побыстрее». К таким относятся шоссейники, а также синглспиды и фиксы.

Что такое рама автомобиля: назначение, плюсы и минусы

Рама автомобиля – балочная конструкция, которая выступает как основа для крепления всех узлов и агрегатов, таких как силовая установка, элементы трансмиссии, ходовой части и так далее. Кузов при такой конструкции несущей системы обеспечивает пространство для размещения пассажиров и багажа, а также выполняет декоративную функцию.


Рама автомобиля

Применение рамы дает возможность дать несущей части высокую прочность. Поэтому ее используют в грузовиках и внедорожниках. Также она дает возможность максимальной унификации узлов и механизмов между моделями различных классов.

Рама в автомобиле выступает как «скелет». Она воспринимает все внешние и внутренние нагрузки при движении машины и даже при ее стоянке. Ввиду этого к автомобильной раме предъявляется ряд требований:

  • достаточная прочность и жесткость;
  • небольшая масса;
  • правильная форма, которая будет способствовать рациональной работе всех элементов автомобиля.

Рамная несущая часть обладает рядом преимуществ. Так, благодаря ей собирать машину и ремонтировать ее в дальнейшем становится значительно проще. Основное отличие рамной конструкции от кузовной в том, что любую поломку можно легко устранить благодаря хорошему специалисту и материалам

Еще одно важное достоинство: езда на плохих дорогах не будет чревата перекосами кузова (проемов дверей, стоек и т.д.)


Лонжеронная рама

Наряду с этим, есть и недостатки. Первый – существенное увеличение веса автомобиля ввиду наличия отдельных рамы и кузова. Соответственно, расход топлива также будет больше. Другой минус в том, что для размещения под кузовом нужно дополнительное место, что усложняет посадку в машину и отнимает существенную часть салона.

Также отмечается снижение пассивной безопасности, поскольку есть вероятность смещения рамы относительно кузова в случае удара. Поэтому несущий кузов – неотъемлемый элемент легкового автомобиля. В то же время рамная конструкция хорошо справляется с тяжелыми условиями, в которых ездят грузовые авто и внедорожники.

Виды горных велосипедов

1. Cross-country (Кросс-кантри). Данный велосипед был создан для поездок в условиях бездорожья. Как правило, снабжается передним амортизатором. Легкость и прочность конструкции делает его удобным для поездок как в условиях города, так и в условиях пересеченной местности.

2. АТВ (Вседорожный велосипед). Является наиболее распространенным видом горных велосипедов. Технические характеристики позволяют использовать его в умеренно-щадящем режиме. Идеально подходит для размеренных поездок как в условиях города, так и в условиях пересеченной местности.

3. DownHill. Предназначен для спусков с гор и передвижения в условия пересеченной местности.

Данный велосипед не предназначен для спокойной и размеренной езды в условиях города. Основной функцией является обеспечение максимально комфортного управления в условиях спуска и сохранение конструкции рамы при падениях.

Ростовка

Для тех, кто не знает, как выбрать велосипед по росту, существует универсальная таблица, по которой можно подобрать размер транспортного средства. Используя эту таблицу, размер изделия смогут подобрать для себя как мужчины, так и женщины. Но при покупке велосипеда следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя, где нужный размер определяется по конкретной модели.

Поскольку велосипед приобретается на достаточно длительный срок, особое внимание следует уделить его качеству. Не следует отдавать предпочтение недорогим моделям, изготовленным из дешёвых запчастей

Выбирая проверенных производителей, можно быть уверенным, что двухколёсный друг прослужит долгое время.

Лонжеронная рама

Это самый распространенный вид. В конструкцию рамы входят две силовые продольные балки, которые называются лонжеронами. Они тянутся вдоль кузова и соединяются посредством поперечин. Балки выполняются из стали. С целью повышения показателей скручивания могут применяться различные виды профиля сечения.

Лонжероны необязательно ровные – иногда они имеют и вертикальные, и горизонтальные изгибы. Они могут располагаться как параллельно горизонтальной плоскости, так и под определенным углом, что присуще для внедорожников. Также возможно разное расположение поперечин, за счет которых соединяются лонжероны. На сегодня это наиболее популярная рамная конструкция, применяющаяся в большинстве грузовиков и внедорожников.

Такая рама отлично подходит для эксплуатации машины в условиях плохих дорог. Также она упрощает ремонт и сборку автомобиля. Минусы же в том, что лонжероны отнимают немалую часть салона и несколько усложняют процесс посадки.


Виды лонжеронных рам

Лонжеронная Х-образная

Х-образная рама – один из видов лонжеронной. Особенность ее конструкции в том, что лонжероны спереди и сзади разведены, а в центре – максимально сведены. Данный тип на вид похож на буку «Х», что и послужило причиной его названия.

Периферийная

Является видом лонжеронных рам. Этот вид начал активно использоваться на крупных легковых машинах европейского производства и «дредноутах» из США в 60-х годах. В таких рамах лонжероны расположены настолько широко, что в процессе установки кузова они располагаются у порогов. Это позволяет существенно снизить уровень пола, одновременно с этим уменьшив непосредственную высоту машины.

Важное достоинство подобной машины в ее максимальной приспособленности к боковым ударам. Однако есть существенный минус – рама не может выдержать значительные нагрузки, поэтому кузов авто должен обладать необходимой прочностью и жесткостью

Хребтовая рама

Данный вид рам разработали представители компании «Татра» и преимущественно он применялся для машин ее производства. Главный несущий элемент – труба, соединяющая двигатель спереди с элементами трансмиссии, которые расположены внутри нее. По сути, труба выступает единым картером для коробки передач, раздаточной коробки и приводных валов. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии поступает посредством помещенного в трубу вала. Причем данный вал не является карданным, что обеспечивает большую надежность.


Хребтовая рама

Преимущество хребтовой рамы также заключается в том, что она имеет очень высокую жесткость на кручение, а элементы трансмиссии надежно защищены от внешнего воздействия. Но ввиду того, что определенные механизмы расположены внутри конструкции рамы, ремонтные работы заметно усложняются.

Вильчато-хребтовая

Вильчато-хребтовый тип рам тоже является разработкой «Татра». В таком варианте двигатель крепится не к трансмиссионной трубе, а на специальной лонжеронной вилке. Это сделано для того, чтобы сократить уровень передающихся вибраций от работающего ДВС на раму и, следовательно, на кузов автомобиля. Однако, на сегодняшний день вильчато-хребтовые рамы уже не применяются в автомобилестроении.


Вильчато-хребтовая рама

Брендовые алюминиевые сплавы

AluxX and AluxXSL

Например, известная фирма Giant применяют свой, брендовый алюминиевый сплав «AluxX». При этом обычный «AluxX» – это просто алюминиевый сплав 6061, но с особой конструкций «баттинга», технологии гидроформинга и термической обработки.

Баттинг (от английского – butting) – утолщение труб критических сечениях, чаще на концах труб.Гидроформинг – формовка труб путем помещения их в специальные матрицы и закачки им внутрь воды или специального масла под высоким давлением.

Более продвинутый сплав «AluxXSL» отличается от сплава 6061 чуть большим содержанием меди.

Alpha White, Black and Red

Фирма Trek применяет бренды:

  • Alpha White Aluminum и Alpha Black Aluminum – это обычный сплав 6061,
  • Alpha Red Aluminum – термически упрочненный алюминиевый сплав 7075.

Несущее основание

Несущее основание – это что-то среднее между кузовом и рамной конструкцией. Тут также используются лонжероны, но они объединены днищем, а не поперечинами. Наиболее массовый и популярный обладатель несущего днища – «Фольксваген Жук», у которого кузов крепится к плоской панели пола посредством болтов. Аналогичную конструкцию имеет и другая машина массового производства — Renault 4СV.


Несущее основание

Несущее днище отличается высокой технологичностью и применяется в крупносерийном производстве. Данная конструкция позволяет сделать пол и центр тяжести автомобиля достаточно низкими.

У рамной несущей части автомобиля есть ряд достоинств и особенностей, которые делают ее незаменимой для грузовых машин и внедорожников. И хотя рама используется сугубо для конкретных видов автомобилей, некоторые элементы ее конструкции применяются крайне широко, так как позволяют сделать несущие кузова более жесткими. Почти любая легковая машина оснащена усиливающими лонжеронами либо подрамниками.

Материалы рам шоссейных велосипедов.

В основном вам придётся выбирать между алюминием или углеводородным волокном.

Большинство алюминиевых рам очень хорошо себя ведут на ровной дороге и они, как правило, дешевле за рамы из углеродного волокна. Большинство алюминиевых рам шоссейных велосипедов комбинируются с передней карбоновой вилкой для амортизации неровностей на дороге и улучшения комфорта при езде.

Велосипедные рамы из углеродного волокна, как правило, обеспечивают больший комфорт и амортизацию во время езды, чем рамы из алюминия. Карбоновые шоссейные велосипеды дороже шоссейных велосипедов с алюминиевой рамой по причине большей трудоёмкости процесса производства рамы из углеродного волокна. Тем не менее, комфорт езды также может очень сильно зависеть от особенностей дизайна рамы, так что не принимайте поспешных решений.

Советы покупателю: Если вам нужен максимально прочный и лёгкий шоссейный велосипед, то в таком случае вам следует выбирать раму для шоссейного велосипеда из карбона. Если же вы хотите ездить ради удовольствия или для поддержания формы, то вам отлично подойдёт и рама из алюминия.

Для получения дополнительной информации читайте статью при велосипедные рамы.

Алюминиевые сплавы для велосипедных рам

6061 или 7005?

Алюминиевые велосипедные рамы изготавливают главным образом из алюминиевых сплавов:

  • сплав 6061 и
  • сплав 7005.

Некоторые другие алюминиевые сплавы, например, 7075 и 2014, более прочные, чем оба сплава 6061 и 7005, но они не мало подходят для изготовления велосипедных рам, так как их почти невозможно сваривать, по крайней мере, обычной аргонно-дуговой сваркой.

Часто считают, что алюминиевый сплав 6061 больше подходит для велосипедных рам, чем сплав 7005, хотя сплав 7005 и несколько более прочный. Прочность при растяжении сплава 7005-Т6 составляет 350 МП, а сплава 6061 – 310 МПа, предел текучести 290 и 275 МПа, соответственно.

Когда речь идет о прочности рамы в целом, то большие различия в прочности возникают из-за качества сварных швов, выбора формы труб и их толщины, а также общей конструкции рамы. На самом деле, при тех нагрузках, которым обычно подвергается велосипедная рама, различий между алюминиевыми сплавами 6061 и 7005 практически нет, поскольку напряжения, которые возникают в раме, достаточно далеки от этих предельных величин.

Алюминиевый сплав 6061

Алюминиевый сплав 6061 – полный аналог отечественного сплава АД33 по ГОСТ 4784-97 – принадлежит  к серии алюминиевых сплавов 6ххх (Al-Mg-Si). Основными легирующими элементами являются:

  • магний (0,8-1,2 %) и
  • кремний (0,40-0,6 %),
  • а также медь (0,15-0,40 %)  и
  • железо (до 0,7 %).

Сплав 6061 обладает довольно высокой прочностью, легко сваривается и широко применяется не только для изготовления велосипедных рам, но и в строительстве, самолетостроении, судостроении.

Как и все сплавы серии 6ххх сплав 6061 является термически упрочняемым сплавом. Термическая обработка, которая применяется для уже сваренных рам, заключается в нагреве до 530 °С, интенсивном охлаждении водой и искусственном старении при температуре около 180 °С в течение 8 часов. Алюминиевый сплав 6061 после такой обработки обозначают 6061-Т6.

Алюминиевый сплав 7005

Алюминиевый сплав 7005 принадлежит к серии алюминиевых сплавов 7ххх без легирования медью (Al-Zn-Mg). Основные легирующие элементы:

  • цинк (около 4,5 %) и
  • магний (около 1,4 %).

Алюминиевый Сплав 7005, также как сплав 6061, является термически упрочняемым. Однако, в отличие от сплава 6061, который требует довольно быстрой и интенсивной закалки водой при его термической обработке, для сплава 7005 в этом случае достаточно охлаждения воздухом.

Некоторые главные производители велосипедов с алюминиевыми рамами декларируют применение специальных алюминиевых сплавов или специальной обработки алюминиевых сплавов для улучшения свойств рам.  Похоже, часто это скорее маркетинговые ходы, чем «прорывы» в металловедении алюминия.

Геометрия рамы шоссейных велосипедов.

Хотя может показаться, что шоссейные велосипеды выглядят одинаково, но всё же у них существует небольшие, но важные различия в конструкции рамы.

Скорее всего вам попадутся шоссейные велосипеды универсальной конструкции. Эти велосипеды идеальны, если вы планируете совершать поездки до трёх раз в неделю продолжительностью от 32 до 240 километров. Они также хорошо подойдут для поездок несколько раз в год в более продолжительные организованные туры. Они предлагают более вертикальное положение при езде, и более расслабленное управление рулём, чем на гоночном велосипеде.

Шоссейные велосипеды гоночной конструкции предназначены для соревнований. Это велосипеды для более профессиональных гонщиков, которым приходится вытягиваться горизонтально вдоль велосипеда с целью улучшения аэродинамики. Управление таким велосипедом требует высокой ответственности. Гоночные велосипеды обычно находятся на самом верху в модельном ряду производителя. Их особенностью является более сложная рама, более качественные комплектующие, более лёгкие колёса и более высокая цена.

Шоссейный велосипед с прямым рулём похож на обычный горный велосипед, но у него более вертикальная посадка велосипедиста при езде. Этот тип шоссейного велосипеда популярен для частых поездок, так как на нём легче смотреть по сторонам и следить за движением. Также, если вам не нравиться руль бараньи рога, но при этом хотите купить скоростной велосипед, то выбирайте этот тип шоссейного велосипеда. Шоссейные велосипеды с прямым рулём обычно оснащаются комплектующими низкого или среднего уровня.

Совет покупателю: выбирайте универсальный велосипед, если вы не планируете использовать его для соревнований или гонок.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий